Реклама на климатическом сайте Ventworld. Заказать!
 
Реклама
Главная страница Ventworld
       
 
Поиск по новостям  
  
 
Главная
Новости ежедневно
Новости технологий
Менеджерам
Анонс СМИ
Выставки и события
Колонка редактора
Профессионалы отрасли
Контакты
Статьи

Логин
Пароль


Голосование




editor (a t) airweek.ru
 
Энергосбережение «по-нашему»

Тепло приходит в наши квартиры при помощи тепловых сетей. Чтобы горожанам было тепло не только вчера, но и...

Реклама на сайте AirWeek. Заказать!Тепло приходит в наши квартиры при помощи тепловых сетей. Чтобы горожанам было тепло не только вчера, но и сегодня-завтра, нужно поддерживать их надлежащее техническое состояние. Это и текущий ремонт, и модернизация…

Модернизация тепловых сетей – вещь необходимая не только в Одессе, и не только в одесских условиях изношенности теплотрасс. Мероприятия по модернизации следует проводить регулярно, но в Одессе это уж давно затруднительно, хотя «тепловики» как-то умудряются сохранять работоспособность системы, лишь изредка упоминая о необходимости финансирования внедрения технологий энергосбережения…


Сегодня распространены различные мифы о возможности достичь небывалой экономии топливно-энергетических ресурсов – причём, путём проведения неких малозатратных мероприятий. При этом авторы этих «мифов» не стесняются многократно завышать предполагаемую экономию энергоресурсов (иногда – с целью оправдать завышенную стоимость новых образцов техники).

Как утверждают специалисты-тепловики, существующие системы централизованного теплоснабжения имеют достаточно высокий проектный КПД. По словам начальника производственно-технического отдела КП «Теплоснабжение города Одессы» ОЛЕГА ЯРОЦКОГО, он достигает 93% (по выработке тепловой энергии) и до 85% (по её полезному отпуску). Но для того, чтобы «добить» хотя бы недостающие 15% (а то и выше!), необходимы масштабные капитальные вложения по модернизации существующих котельных. Это могут быть различные мероприятия – устройство дополнительных поверхностей нагрева, перевод всех потребителей с обычных батарей центрального отопления на тёплые полы и т.п. Стоимость подобных мероприятий настолько велика, что даже зарубежные компании отдают предпочтение нашей системе теплофикации, только выполненной на новой базе оборудования и под новым названием – когенерация.

Таким образом, «тепловики» убеждены, что ещё не время отказываться от существующей системы. Они считают, что какая-либо децентрализация теплоснабжения с переходом на электронагрев, или другие альтернативные источники отопления и горячего водоснабжения, может быть экономически оправдан только для отдельных зданий или многочисленных мелких потребителей окраин, отдалённых от действующих крупных источников теплоснабжения. Сегодня, например, существует тенденция передавать вновь построенные и оказавшиеся убыточными крышные котельные в хозяйственное ведение предприятий централизованного теплоснабжения. Как отмечает Олег Яроцкий, наиболее оригинальным способом их дальнейшего использования может быть перепродажа оборудования новым застройщикам и сдача освободившихся помещений в аренду.

- Реконструкция более 70 малых котельных с заменой котлов с КПД ниже 80 процентов на современное оборудование или переключение их потребителей на сети централизованного теплоснабжения не требует десятков миллионов капитальных вложений, – говорит Олег Яроцкий, – и даёт ощутимый эффект, до 20 процентов, а поэтому может осуществляться за счёт инвестиций или даже собственных средств предприятий. Однако из-за низкой доли выработки тепловой энергии в общем балансе, менее 5 процентов, экономия топлива составит менее процента от суммарного газопотребления города.

Реальный же способ достижения ощутимой экономии энергоресурсов может заключаться в возобновлении регулярных капитальных ремонтов с заменой «находящегося на грани» оборудования на новые технологии (т.к. техническое перевооружение на исправном оборудовании сегодня является непомерным «расточительством»). Так, например, в результате комплексной реконструкции системы теплоснабжения микрорайона «Школьный» ожидается рост КПД: по выработке теплоэнергии – с 87% до 95%, по полезному отпуску – с 76% до 92%.

Подавляющее большинство тепломагистралей и районных котельных введены в эксплуатацию в 50-70-х годах ХХ века. В результате выработки расчётного ресурса эксплуатации и недостаточных темпов обновления строительные конструкции зданий и сооружений, оборудование котельных и теплотрассы получили значительный физический износ – и уже не отвечают требованиям надёжности и экономической эффективности производства. Общий объём работ по восстановлению основных фондов оценивается в сотни миллионов гривен. В связи с тем, что городской фонд развития не располагает финансовыми ресурсами, КП «Теплоснабжение города Одессы» предлагает включить в городскую программу энергосбережения ограниченный перечень объектов, по которым имеется давно назревшая необходимость реконструкции.

Тепловики специалисты КП предупреждают, что выход из строя таких объектов зимой (в период зимнего максимума нагрузок) способен создать аварийную ситуацию, граничащую по своим масштабам с техногенной катастрофой. Подавляющее большинство (до 95%) жилых зданий города подключены к системам централизованного теплоснабжения и не имеют каких-либо автономных источников теплообеспечения. Городские сети электроснабжения не рассчитаны на дополнительные нагрузки по электронагреву. Отопительная нагрузка квартир при температуре наружного воздуха «плюс один» в пересчёте на одного жителя в девять раз превышает норму электроснабжения (75 киловаттчас в месяц). Следует учесть, что возможности жилищно-коммунальных организаций по предупреждению сопровождающих «неприятностей» (своевременному дренированию и предотвращению размораживания надземных тепловых вводов и внутридомовых систем отопления) весьма ограничены.

Так, например, обрушение газоходов дымовой трубы котельной «Северная-1» может привести к нарушению всех условий жизнедеятельности более 78 тысяч жителей Посёлка Котовского.

- В результате крена трубы и физического износа за период эксплуатации с 1969 года произошла деформация с ослаблением несущей способности металлических конструкций, просадкой колонн и ригелей, удерживающих бетонно-кирпичные газоходы котлов, – подчеркнул Олег Яроцкий. – Глубокое отслоение на отдельных участках защитного торкретирующего слоя создают опасность коррозионного повреждения армированного железобетонного ствола дымовой трубы. Неудовлетворительное состояние дымовой трубы и газоходов отражено в акте обследования и Решении комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Одесского городского совета от 20 декабря 2004 года, за номером 35.

При этом, по словам руководителя ПТО городского теплоснабжающего предприятия, из-за незначительности прямого эффекта экономии, предложенные предприятием мероприятия по восстановлению конструктивных газоходов в течение двух последних лет исключаются из государственных программ энергосбережения. Вместе с тем, только убытки предприятия в случае аварии на котельной «Северная-1» могут достигать 700 тысяч гривен. Ущерб по жилищно-коммунальному хозяйству в результате выхода из строя тепловых вводов и систем отопления будет исчисляться в миллионах гривен.

В отличие от вероятного ущерба по объекту «Северная-1», теплоснабжающие предприятия и, в конечном счёте, потребители города несут реальные убытки от ежегодно повторяющихся повреждений на аварийных участках теплотрасс. Суммарные потери тепловой энергии при транспортировке в городских системах теплоснабжения достигают 350 тысяч гигакалорий, что сравнимо с годовой выработкой районной котельной.

Специалисты городского предприятия теплоснабжения разработали перспективные планы замены участков тепловых сетей, полностью выработавших ресурс. Но в связи с недостаточностью финансовых возможностей сегодня можно предложить к замене лишь те участки тепломагистралей, которые имеют за последние 15 лет до 15-40 повреждений (и расположенные на улицах с интенсивным движением или пересечении с трамвайными путями, проходящие в местах массового скопления людей, в подвалах жилых домов и т.п.). Разрыв напорного трубопровода на таких участках может привести к возникновению своеобразных «мини-цунами» – с температурой воды более 70 градусов (!), образованию подвалов, обрушению зданий…

На тепломагистрали от котельной «Северная-2» расположен крупный рынок «Котовский» с капитальными торговыми павильонами. Такая же тепломагистраль (диаметром 600 миллиметров) – от ТЭЦ – проложена в подвале и узком дворе-колодце дома по улице Базарной, 93. На таких участках технологически невозможно устранить аварийный разрыв за срок менее трёх-четырёх суток – времени вполне достаточном для «развития» небольшого сбоя (отказа в работе теплотрассы) до крупной аварии с необратимыми последствиями для всех подключённых потребителей.
Реальный выход


Перекладка аварийно опасных участков на предизолированные трубопроводы (современный метод энергосбержения и предотвращения теплопотерь) обеспечивает длительную надёжную эксплуатацию теплотрасс и сводит практически к нулю тепловые потери при транспортировке. На переложенных, начиная с 1995 года, участках теплотрасс (более 15 километров) не выявлено ни одного повреждения или течи (!)

Наиболее походящим объектом для осуществления второго (после микрорайона «Школьный») комплексного проекта реконструкции системы теплоснабжения является, по мнению специалистов-тепловиков, микрорайон Лузановки.

Говорит Олег Яроцкий:

- Как и в Южном жилом массиве, теплоснабжение микрорайона производится от отдалённой котельной, расположенной в центре Посёлка Котовского – «Северная-1». Тепловые потери при транспортировке в зимний период достигают 30 процентов. Крайне изношены внутриквартальные сети. Из-за износа конструкций опор наземных трасс нарушены уклоны прокладки труб горячего водоснабжения и в ночное время при спаде потребления трубопроводы подвергаются постоянной опасности размораживания. В период морозов приходится дренировать тупиковые участки. Строительство новой котельной, оснащенной когенерационными установками, переход от централизованного теплоснабжения с четырёхтрубной системой отопления и горячего водоснабжения на двухтрубную с предизолированными трубопроводами и индивидуальными тепловыми пунктами на каждом доме (современная технология теплоснабжения) позволит не только значительно повысить качество теплоснабжения жителей Лузановки, сделать эту, в принципе, курортную зону более привлекательной для инвестиций, но и образует до 40 процентов экономии топливно-энергетических ресурсов…

Следует заметить, что подобные работы должны производиться по Схеме развития теплоснабжения города Одессы. Последняя схема – 1989 года – к настоящему времени устарела и нуждается в полной переработке. Наличие перспективного плана развития города, определение первоочерёдности строительства и ввода новых объектов, проведения реконструкции действующих объектов дало бы возможность создания полноценной программы энергосбережения, обеспечивающей достижение масштабного эффекта экономии топливно-энергетических ресурсов, и препятствовало бы отвлечению дефицитных средств на различные сомнительные проекты.

Источник: Агентство «Репортер»



Комментарии


Последние новости
 Лечение катаракты. Замутнение хрусталика (2008-12-06 - 02:09:02)
 Конференция в Краснодаре (2008-04-23 - 00:17:23)
 FTXS-G - новый кондиционер от DAIKIN (2008-04-23 - 00:15:10)
 Презентация MIDEA MDV (2008-04-23 - 00:13:11)
 Новые разработки Данфосс (2008-04-23 - 00:12:13)

    Все права защищены ©2006 AirWeek.RU
    Пользовательское соглашение