Здравствуйте, рад приветствовать Вас на страницах нашего ежедневного журнала о Климатическом рынке Airweek.ru! Наш сайт создан для профессионалов работающих в отрасли строительной инженерии - менеджеров, проектировщиков, инженеров, руководителей подразделений, снабженцев, рекламщиков, директоров фирм в области вентиляции, кондиционирования возду...
Вслед за нефтяным кризисом дефицит пресной воды грозит подорвать мировой экономический рост...
Глобальное "обезвоживание" уже сказалось на ВВП 80 стран мира. Из проблемы бедных стран Африки и Азии водный кризис переходит в категорию актуальной угрозы для развитых и переходных экономик.
"От жажды умираю над ручьем..." - сегодня эти слова французского поэта Франсуа Вийона актуальны для трети обитателей планеты. Правда, теперь они приобрели совсем иное звучание. В нынешнем мире прозрачная и чистая на вид вода может нести страшные инфекции и все реже является пригодной для потребления. Причем не только в быту, но и в производстве или в сельском хозяйстве. По всему миру 1,1 млрд. людей с трудом могут достать воду для питья и еще 2,6 млрд. - едва знакомы с базовыми санитарными нормами в виде водопроводных и канализационных систем.
Интенсивное использование воды и в промышленности, и в аграрном секторе, и для жилищно-коммунальных услуг постепенно истощает мировые ресурсы и ставит человечество в сильнейшую зависимость от влаги. В результате от глобального "обезвоживания" пострадают прежде всего развитые и развивающиеся страны, где промышленная жажда или уже находится на пике, или растет очень быстрыми темпами. По оценкам ООН, в 2025 году в мире понадобится на 22% больше воды, чем ее имеется в распоряжении людей сегодня. Но Земля - не мочалка, ее не выжмешь, чтобы потом впитать еще. И чем меньше будет оставаться "голубого золота", как уже прозвали воду СМИ, тем дороже станет каждая капля влаги. А в секторах, где производство без воды невозможно, эта капля будет особенно расти в цене, вызывая падение объемов производства. Вслед начнет снижаться и глобальный ВВП. Так проблема водоснабжения окончательно перешагнет национальные границы и, поставив под угрозу как физическую, так и экономическую безопасность государств, выльется в нечто, аналогичное нефтяному кризису 70-х.
Водопийцы
На протяжении всей истории человечества вода всегда была поводом для конфликтов и войн. Например, на Среднем Востоке ее источники стали причиной конфликтов не только между Израилем и его арабскими соседями, но и между Египтом и Суданом, и Турцией, Сирией и Ираком.
Сегодня же проблемы с водой - это не , а скорее отображение климатических изменений, охвативших планету. Глобальное потепление, о котором в обществе и в прессе уже сказано немало, обезвоживает всю Землю и отбирает у людей те недолговечные запасы влаги, которые человечество и без того нещадно и неэффективно эксплуатирует, пишет ИНВЕСТГАЗЕТА. В результате природа приумножает вред, наносимый руками человека самому себе. Так, в 2003 году большую часть Европы обжег heatwave - длительный период сильной жары, от которой погибло около 35 тыс. человек. Правда, многотысячные человеческие жертвы уже превратились для нас в привычную часть новостной хроники. Более веско говорят денежные знаки. Жара стоила 10 млрд. евро: именно такие убытки потерпели незастрахованные аграрные предприятия центральной, южной и восточной Европы. Кроме того, было ограничено судоходство по Роне, а многим электростанциям пришлось сократить мощности.
В то же время неумолимо уменьшаются запасы подземных вод, которые в основном и обеспечивают население питьевой водой. В зависимости от этих скрытых под землей источников находятся 65% европейцев и большинство мирового населения. Но естественное пополнение грунтовых вод происходит все медленнее и медленнее, а количество потребностей растет с небывалой скоростью - 146 новорожденных в минуту. К примеру, исследования в Великобритании показали, что к 2055 году обновление подземных вод упадет на 5-15%. При этом страна имеет далеко не самые высокие показатели рождаемости и прироста населения... Но, даже несмотря на явное истощение этих скрытых под землей источников, их чрезмерное использование все равно продолжается. Так, по данным Еврокомиссии, местными подземными водами злоупотребляют три из пяти европейских городов.
С 1990 по 1995 год глобальное потребление воды в мире подскочило в шесть раз, вдвое обогнав даже прирост населения. Естественно, в таких масштабах жажду утоляли не новорожденные: главными потребителями стали сельское хозяйство и промышленность. Причем, в зависимости от развитости страны, меняется лишь соотношение между аграрным и индустриальным секторами, мало отражаясь на повседневном потреблении воды населением. Сегодня 70% водных ресурсов расходуется на сельское хозяйство, то есть на выращивание зерновых, овощей и фруктов, а также на разведение скота и т. п. И еще больше понадобится, чтобы прокормить растущее население, которое, по прогнозам ООН, увеличится с нынешних 6,6 млрд. человек до 8,9 млрд. человек к 2050 году.
При этом аграрный сектор - дело весьма затратное, и доля расходов на орошение играет в этом не последнюю роль. Как правило, затраты на развертывание ирригационных систем колеблются в диапазоне от $1 тыс. до $10 тыс. на один гектар. По предположениям аналитиков ООН, будущие совокупные годовые затраты на инвестиции во всем мире обойдутся в $25-30 млрд., включая расширение орошаемых земель, восстановление и модернизацию существующих систем и обеспечение дополнительных емкостей для хранения воды. Правда, вырастет не только затратная сторона сельского хозяйства, но и отдача от вкладываемого капитала. Предполагается, что эффективность использования воды для ирригации, которая в настоящее время составляет 38% в среднем по всему миру, будет постепенно повышаться. Благодаря технологии и улучшенным методам управления водными ресурсами к 2030 году эффективность воды в орошении составит 42%.
Не отстает от аграрного сектора и промышленность. Если в 1995 году годовое потребление воды на промышленные нужды насчитывало 725 куб. км, то к 2025 году запросы сектора достигнут 1 170 куб. км (практически 24% от общего водопотребления). Большая часть этого роста придется на развивающиеся страны, стимулирующие быстрый промышленный рост. В процессе производства вода используется и как ключевое сырье для мытья, приготовления пищевых продуктов, охлаждения и т. д.
Одна из наиболее отраслей промышленности - энергетика. Она поглощает около 7% живительной влаги. А если учесть, сколько внимания политики уделяют сейчас энергетической безопасности, то стоит задуматься и над безопасностью. Аналогия воды с нефтью не настолько проста, как кажется на первый взгляд. Их сходство не только в дороговизне. Нефть и воду объединяет еще одна черта: обе лежат в основе энергетической безопасности. Так, производство электроэнергии на тепловых, геотермальных, атомных и, конечно, гидроэлектростанциях вплотную зависит от наличия воды поблизости.
Если бы системы водоснабжения и канализации были приватизированы, то, возможно, и аграрный сектор, и промышленники смогли бы снизить долю водных ресурсов в своих расходах. Да и частное потребление от этого бы выиграло, ведь сегодня во многих странах компании, занимающиеся поставками воды, не покрывают стоимость расходов за счет установленных (и зачастую заниженных) тарифов, и, соответственно, нерентабельны. Они держатся на плаву лишь благодаря правительственной поддержке и не имеют средств на модернизацию сетей и присоединение неподключенных жителей и организаций. Как правило, такое происходит в бедных странах. В результате неприсоединенные жители из наименее развитых стран платят за воду в десять раз больше, чем богачи из развитых стран.
Влажные инвестиции
Актуальность водного кризиса за последние несколько лет вывела водную инфраструктуру в топ-лист наиболее приоритетных сфер для инвестирования. Согласно - проекту при участии виднейших мировых экономистов, самыми подходящими для расходования средств проектами в 2004 году были признаны, во-первых, ВИЧ/СПИД, затем - обеспечение микроэлементами и питательными веществами для борьбы с голодом, торговая либерализация и на четвертом месте - малярия. инвестициям было отведено 6-е, 7-е и 8-е места среди 50 заявок. Нынешним летом приоритеты были пересмотрены. В итоге за три года водоснабжение передвинулось на 2-е место по приоритетности (после ВИЧ/СПИД).
наибольшее количество воды, аграрный сектор и энергетика и являются главными потенциальными инвесторами в водную инфраструктуру. Бизнес-структуры в силах произвести радикальные перемены в этой области: как с точки зрения более квалифицированного менеджмента, так и в отношении нетрадиционных подходов и инновационных технологий. Но многие специалисты придерживаются того мнения, что вода должна оставаться общественным благом, поэтому не может быть отдана под контроль частного сектора. Среди сторонников сохранения водных ресурсов под государственным контролем - Барбара Фрост, исполнительный директор WaterAid. . В то же время вице-президент ЕБРР Бригита Шмодгнерова в ходе Европейского политического саммита по вопросам воды, состоявшегося в июне 2007 года, подчеркнула необходимость перевести управление водными ресурсами на коммерческую основу. По ее словам, это гарантировало бы эффективность и уместность инвестиций, привело бы к операционной эффективности и улучшило фискальную дисциплину.
Относительным компромиссом между чиновниками и бизнесом могли бы стать компании, организованные в форме государственного и частного партнерства (так называемые РРР). Они могли бы совместить в себе позитив госсектора (например, возможность дешевого привлечения капитала) и предпринимательства (повторное использование воды в производстве, снижение стоимости транспортировки и другие пути минимизации издержек).
Кроме того, инновационный потенциал, который является неотъемлемой частью успешного бизнеса, существенно оптимизировал бы водоснабжение. К примеру, разрабатывая альтернативные подходы к получению пресной воды. Так, один из нетрадиционных методов, который помог бы освоить и улучшить частный капитал, - это обессоливание воды морей и океанов, которые содержат 99,7% воды на планете. Пока этот способ, нуждающийся в большом количестве топлива, не пользуется особой популярностью как слишком дорогостоящий (тем более, с точки зрения бюджетных организаций). К тому же он подходит для прибрежных территорий, но не снимает вопрос транспортировки воды на сельские территории вдали от источников.
.
Более того, по словам аналитика, эта сумма неподъемная и для сельского хозяйства, где сегодня 1 куб. м воды стоит всего несколько центов и максимум - $1 при интенсивном выращивании овощей.
Впрочем, на сегодняшний день основные капиталовложения в водообеспечение если и поступают, то лишь от правительств. Правда, власти до сих пор не смогли осознать весь масштаб водного кризиса, нависшего над ними, и необходимость более тесного и, главное, более оперативного сотрудничества на международном уровне. Да и цельное видение того, как надо реформировать систему, доступно тоже немногим политикам. Единственным, кто взялся за стратегическое планирование использования водных ресурсов, оказался Евросоюз. И то не без внутренних противоречий.
Направляя русло
Перемены в климате политически разделили Европу. В то время как северная и центральная Европа обеспокоены наводнениями и тающими ледниками, южане страдают от нехватки воды и засух. Взять, к примеру, весну-лето нынешнего года в Евросоюзе. Для Италии май-2007 стал месяцем объявления чрезвычайного положения в отдельных регионах в ожидании засух после жаркой и сухой погоды. Из тех же опасений Франция ограничила использование воды в некоторых частях страны.
Правда, кое-что таки объединяет всех жителей ЕС: ограниченность водных ресурсов. Ни громадные осадки северной Европы, ни редкие источники пресной воды на юге не способны удовлетворить потребности европейцев в чистой воде. А из-за отличия факторов, которыми это обусловлено в разных частях Евросоюза, политика ЕС относительно менеджмента водных ресурсов также пользуется абсолютно разной поддержкой на севере и на юге. Определяют эту политику, выраженную в Водной рамочной директиве (Water Framework Directive - WFD) Еврокомиссии и других дополнительных документах, по большей части не выходцы с южной Европы. Поэтому основной акцент делается не на увеличении объемов водоснабжения, а на качестве поставляемой воды.
В частности, директива предполагает урегулирование проблемы не в пределах национальных границ, а в пределах бассейнов рек и остальных водоемов. Для этого местные власти должны разработать до 2009 года план управления ресурсами бассейнов, где будет определяться текущее экологическое состояние источников и их вариант. Реализуя план, чиновники будут стремиться к установленным ориентирам по качеству воды, отслеживать ее загрязнение и контролировать все изменения качества.
Однако для южных стран-членов Евросоюза, в частности - для стран Средиземноморья, вопрос качества воды - второстепенный, ведь нет смысла говорить о качестве того, чего у них попросту нет. Неудивительно, что южане - главные критики европейской водной стратегии. .
Правда, дальше словесной критики южане вряд ли смогут продвинуться. Согласно Римскому договору, основоположному документу Евросоюза, количественные показатели должны быть проголосованы всеми участниками анонимно. А поскольку мнение голосующих 27 стран здесь определяется столбиком термометра и широтой на глобусе, то прийти к единой позиции относительно цифр будет необычайно сложно.
В любом случае, момент для и универсальной версии уже назрел. По прогнозам специалистов, обратный отсчет уже пошел: лишь десять лет остается на то, чтобы изменить ход событий и предотвратить глобальный водный кризис.