Здравствуйте, рад приветствовать Вас на страницах нашего ежедневного журнала о Климатическом рынке Airweek.ru! Наш сайт создан для профессионалов работающих в отрасли строительной инженерии - менеджеров, проектировщиков, инженеров, руководителей подразделений, снабженцев, рекламщиков, директоров фирм в области вентиляции, кондиционирования возду...
По сравнению с жителями Первопрестольной нам в городе на Неве повезло. Москвичи шутят, что...
По сравнению с жителями Первопрестольной нам в городе на Неве повезло. Москвичи шутят, что их воздух можно не только видеть, но и трогать руками. Петербуржцам же дышится легче. Во-первых, у нас меньше, чем в столице, жителей и промпредприятий на единицу площади. Во-вторых, наши темпы автомобилизации ниже столичных. Тем не менее в центре Питера в солнечную, безветренную погоду можно наблюдать смог, а больные и пожилые люди испытывают проблемы с дыханием, пишет Комсомольская Правда. В питерском воздухе, увы, можно найти оксиды азота и углерода, диоксид азота... Вся эта химия здоровью горожан, конечно, не способствует.
Скажи спасибо любимой машине
82 процента всех вредных выбросов в атмосферу Петербурга дают автомобили. Их число в Северной столице уже давно перевалило за миллион (авто у нас - 1 млн 300 тысяч). Добавьте сюда транзит, который пока не минует город из-за незавершенности кольцевой дороги. Остальные выбросы - дело рук промышленных предприятий и нас с вами, простых горожан.
Сейчас ведется активное выселение промзон из центральных районов Питера, а на новых местах устанавливают современное очистное оборудование. Но не все гиганты индустрии можно переместить. Особенно неблагополучен в этом отношении Невский район.
А еще - в засушливые годы (которые в последнее время не редкость) угарный газ в город приносят тлеющие торфяники. Тогда запах гари чувствуется в районе Шушар и северо-западных районах.
Невидимая пыль оседает в легких
Вред здоровью приносят и мелкие взвешенные частицы (профессионалы их называют PM10), витающие в воздухе. Опасных «малышек» поставляют транспорт, изношенные дороги, стройплощадки, «лысые», не покрытые травой участки почвы. Размеры этих пылинок - меньше 10 микрометров. Но на них оседают другие вредные вещества.
Люди вдыхают эту пыль, которая остается в легких и уже не выводится. Даже при кашле. Слишком она мелкая.
В Европе РМ10 относят к первому классу опасности. Сейчас там разрабатывают нормативы даже для РМ2, то есть для частиц меньше двух микрометров. В России пока не установлена даже ПДК - предельно допустимая концентрация - для этих веществ. Директивами же ЕС уровень предельной концентрации РМ10, соблюдение которого необходимо обеспечить к 2010 году, составляет 20 мкг/куб. м.
В Стокгольме, Париже и Лондоне содержание РМ10 колеблется от 23 до 29 мкг/куб. м, в Москве оно составляет на трассах 40-49 мкг/куб. м и 30-35 мкг/куб. м в жилой зоне. В Петербурге же средняя концентрация взвешенных веществ РМ10 в 2006 году в центральной части города составляла от 17 до 40 мкг/куб. м, а на окраинах - 16-27 мкг/куб. м.
По данным европейских исследователей, частицы РМ10 могут приводить к ранней смерти, если ребенок постоянно вдыхает эту пыль. У нас, увы, подобные исследования не проводили.
Не везде дышится одинаково
- Самыми неблагополучными в Петербурге являются Невский, Центральный и часть Кировского района. А наиболее чистыми - Пушкинский, Курортный, часть Василеостровского района, выходящая на залив, - пояснили «Комсомолке» в городском Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. - Экологически чист в основном и Карельский перешеек.
Недаром люди побогаче стремятся селиться именно там. Впрочем, эти оценки довольно условны. В любом районе есть чистые территории и опасные участки. К последним относят те, что прилегают к оживленным трассам. Это и Выборгское шоссе, к примеру, и Московское, и улицы в центре города. В часы пик содержание фенола и формальдегида здесь может превышать среднегородские показатели в 2 раза. Также повышается содержание диоксида азота. Особенно резко показатели вырастают во время пробок.
Окна на улицу? Закрой их!
Больше всего от выхлопов страдает первая линия домов и жильцы квартир, окна которых выходят на улицу. Если дом от трассы отгорожен другими домами или окна выходят во двор - концентрация автовыхлопов там ниже. В центре города, впрочем, дома стоят довольно тесно, дворы - маленькие, дорожная сеть - самая плотная. Там от выхлопных газов уберечься сложнее.
Экология не ухудшится?
Количество машин в Петербурге увеличивается постоянно. Но объем вредных выбросов в последние несколько лет остается примерно на одном уровне. Потому что специалисты и в дальнейшем собираются бороться за чистоту воздуха. Некоторые их предложения были озвучены на прошедшем недавно семинаре, посвященном этой проблеме. В частности предполагается:
дальнейшее развитие метро
развитие «чистого» электротранспорта (трамваев, троллейбусов, наземного экспресса, электропоездов)
закупка автобусов и других видов автотранспорта с выбросами загрязняющих веществ, соответствующих ЕВРО-3
развитие материальной заинтересованности автопредприятий во внедрении транспорта на газовом топливе, нейтрализаторов, фильтров сажи и других антитоксичных устройств.
Кроме этого, Петербургу повезло с климатом. Сильные ветры, дующие с Финского залива, выдувают из города вредные выхлопы. Хотя северо-восточные ветры могут и задержать смог. Их доля в году составляет 15 процентов.
Как же не надышаться выхлопами
Если окна выходят на оживленную трассу, старайтесь открывать их только ночью или в межпиковое время, когда концентрация транспорта меньше.
Еще лучше установить хороший кондиционер с наружным забором воздуха. В моделях за 50-70 тысяч рублей обычно предусмотрены фильтры, очищающие воздух как от взвешенных частиц, так и от любых мелких летучих примесей.
Если часть окон квартиры выходит во двор, открывайте только их. Для проветривания этого вполне достаточно.
Самый радикальный метод - купить квартиру подальше от дороги и на этаже повыше. По мнению специалистов, именно в квартирах нижних этажей выше концентрация выхлопных газов.
А еще экологи советуют поменьше гулять вдоль оживленных улиц. Выбирайте маршруты через дворы и парки.
Меньше бывайте на улице, когда стоит смог. Не занимайтесь в эти дни на улице спортом.
Когда ждете автобуса, отойдите подальше от проезжей части. А главное - отведите детей. Самые плотные и вонючие газы находятся на высоте метр-полтора.