Здравствуйте, рад приветствовать Вас на страницах нашего ежедневного журнала о Климатическом рынке Airweek.ru! Наш сайт создан для профессионалов работающих в отрасли строительной инженерии - менеджеров, проектировщиков, инженеров, руководителей подразделений, снабженцев, рекламщиков, директоров фирм в области вентиляции, кондиционирования возду...
Чем пахнет Самара? В основном в воздухе стоит запах автомобильных выхлопов и пыли. По статистике, почти...
Чем пахнет Самара? В основном в воздухе стоит запах автомобильных выхлопов и пыли. По статистике, почти 75 процентов всех выбросов столице губернии «поставляют» машины. Остальное подбрасывают промзоны.
- Воздух здесь можно трогать руками! - горько шутят горожане.
Больше всех не повезло жителям Куйбышевского, Кировского и Советского районов. Так как именно здесь - на 116 километре и Безымянке - сосредоточена основная часть промышленных предприятий. Впрочем, вредных примесей на жителей и других районов Самары приходится с лихвой. Особенно губительными для здоровья человека оказываются погожие сухие и безветренные дни. В это время содержание фенолов, формальдегидов, оксидов азота и других опасных веществ в атмосфере значительно увеличивается. Последний раз такой ядовитый шлейф накрыл Самару совсем недавно - с 24 по 26 сентября.
Невидимая пыль забивает легкие
- Мы называем такую погодную обстановку аббревиатурой из трех букв: НМУ - неблагоприятные метеорологические условия, - рассказывает Надежда Чаплашкина, начальник лаборатории по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха в Самаре. - Концентрация вредных веществ в воздухе такова, что метеоусловия у нас в городе чаще всего бывают 1-й степени опасности. В период же с 24 по 26 сентября погодные условия были чрезвычайно неблагоприятными, поэтому наши специалисты присвоили им вторую степень опасности. Последний раз такое в Самаре было в 2003 году.
Чтобы как-то уменьшить концентрацию выбросов, Самарский центр по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды передает «штормовые предупреждения» на промышленные предприятия, пишет Комсомольская правда-Самара. Те, в свою очередь, должны включить дополнительные очистные сооружения или вообще приостановить технологический процесс. Должны. Но как на самом деле реагируют заводы, неизвестно. Ведь центр не наделен контролирующими полномочиями.
Кстати говоря, ранняя осень - вдвойне неблагоприятная пора для наших легких. Деревья больше не спасают от пыли и не поглощают вредные вещества. Листва, опадая, сама превращается в мусор, который вместе с городской пылью и выбросами «забивает» нашу «дыхалку». Эти мелкие взвешенные частицы (РМ10), висящие в воздухе, стали настоящей бедой для Самары, как, впрочем, и для многих других крупных мегаполисов. Опасных «малышек» «поставляют» транспорт, изношенные дороги, стройплощадки и «лысые», не покрытые травой участки земли. Размер пылинок - меньше 10 микрометров, но на них оседают другие вредные вещества.
- Мы вдыхаем эту пыль, она оседает и уже никогда не выводится, даже при кашле, - говорит Надежда Чаплашкина.
В Европе, кстати, РМ 10 относятся к первому классу опасности, а в России даже ПДК (предельно допустимая концентрация) для них не разработана. Между тем, по данным европейских исследований, частицы РМ 10 могут приводить к ранней смерти, если ребенок постоянно вдыхает эту пыль.
Мехзавод, Безымянка и 116-й - самые грязные районы Самары
Самыми неблагополучными районами Самары являются Куйбышевский и Кировский. В начале сентября специалисты лаборатории провели наблюдения за воздухом в районе 116-го километра. Предельно допустимая концентрация гидрохлорида (соляной кислоты) здесь оказалась превышена в 13 (!) раз. К слову, гидрохлорид оказывает негативное влияние на слизистые оболочки, могут появиться слезотечение, резь в глазах, сильный кашель. Поставщиками опасной кислоты являются заводы, на которых проходят гальванические процессы. А таких в этой зоне аж сразу несколько.
Наряду с гидрохлоридом в этом районе в 4,5 раза оказалось превышено содержание формальдегида. Это вещество в первую очередь бьет по нервной системе человека, может вызывать сильные головные боли, судороги, раздражение верхних дыхательных путей, изменение состава крови...
Как ни странно, в ряд самых грязных районов попала удаленная от центра города и производства Красная Клинка. Но красота живописных мест оказалась обманчива. Находящаяся по одну сторону гора не дает опасным выбросам, которые подкидывает местный завод, рассеиваться, а река неизменно возвращает вредные испарения. Последние результаты наблюдений показали превышение санитарных норм в 4,3 раза формальдегида и в 4,2 раза оксида углерода. Последний создает дефицит кислорода в тканях человека. Постоянное вдыхание его вызывает раздражительность, головокружение, плохой сон, ослабление памяти и внимания.
Самара дышит угарным газом
Оксид углерода «поставляют» в воздух автотранспорт и ТЭЦ. Этот газ достаточно опасен. СО, вдыхаемый с воздухом, создает дефицит кислорода в тканях тела. Человек хуже думает, быстро устает. Погуляв целый день по центральным улицам, где много машин, горожанин чувствует себя не отдохнувшим, а, напротив, разбитым. Надышался угарным газом!
Постоянное вдыхание оксида углерода вызывает головные боли, раздражительность, плохой сон, снижение аппетита, ослабление памяти и внимания. Если вы обнаружили у себя эти симптомы, постарайтесь сменить место прогулок на более экологически чистое.
Чем мы дышим, или что содержится в нашей атмосфере*
НУ И НУ!
На проспекте Кирова пахнет шоколадками, а в Толевом - рубероидом
Самым частым запахом столицы губернии, как мы уже выяснили, является запах автомобильных выхлопов. Однако жители Самары жалуются и на более неприятные запахи.
* Туалетным запахом окутан сквер на площади Куйбышева: общественные нужники здесь периодически находятся в аварийном состоянии.
* В поселке Толевый временами сильно пахнет рубероидом. Запах доносится с местного рубероидного завода.
* До недавнего времени жители поселка Запанской задыхались от непереносимого запаха отдушки, которую использовала местная парфюмерная фабрика. То ли люди привыкли, то ли предприятие отладило свое производство, но на газовые атаки теперь жаловаться перестали.
* В районе ул. Челюскинцев по вечерам противно пахнет какой-то химией. Жители уверены, что запах доносится с находящегося здесь завода силикатного кирпича.
* В районе табачной фабрики в воздухе пахнет пылью и табаком, что особенно невыносимо для некурящих.
Впрочем, порой Самару окутывают и более приятные ароматы.
* Например, в районе ул. Стара-Загора и пр. Кирова пахнет конфетами: немудрено, ведь здесь находится шоколадная фабрика. Зачастую аромат доносится и до Московского шоссе, где перебивается запахом автовыхлопов.
* На пересечении ул. Ново-Вокзальной и Московского шоссе аппетитно пахнет свежевыпеченными булочками. Там располагается булочно-кондитерский комбинат.
* С поздней весны и до ранней осени практически вся набережная окутана ароматом шашлыков. Правда, иногда этот аромат перебивается резким запахом жженого мяса.
А еще в любой точке Самары могут возникнуть самые разные запахи:
* пахнет лекарствами - в атмосфере фенол;
* тухлыми яйцами - сероводород;
* cеном (соломой) - формальдегид;
* cвежестью (как после грозы) - в воздухе озон.
Какие районы города почище
Как не надышаться выхлопами
* Если ваши окна выходят на оживленную трассу, старайтесь открывать их только ночью или в межпиковое время, когда транспорта меньше;
* еще лучше - установить хороший кондиционер с наружным забором воздуха. В модели за 60 - 70 тысяч рублей обычно предусмотрены фильтры, очищающие воздух как от взвешенных частиц, так и от любых других примесей;
* если часть окон квартиры выходит во двор, открывайте только их. Для проветривания этого вполне достаточно;
* самый радикальный метод - купить квартиру подальше от дороги. И на этаже повыше! Именно в квартирах нижних этажей концентрация выхлопов - выше;
* а еще экологи советуют поменьше гулять вдоль оживленных улиц. Выбирайте маршруты через дворы и парки;
* поменьше бывайте на улице в дни, когда стоит смог. Не занимайтесь в эти дни на улице спортом.
* когда ждете автобуса, отойдите подальше от проезжей части. А главное - отведите детей. Ведь самые плотные и вонючие выхлопы на высоте метр-полтора.
Экология не ухудшится?
- Настоящим прогрессом стало то, что в Самаре сейчас, как и по всей России в целом, отказались от этилированного бензина, содержащего очень опасные для здоровья людей добавки свинца, - пояснил Александр КАРПОВ, старший преподаватель кафедры инструментальных систем и сервиса автомобилей Самарского технического университета. - О разрушительном действии этого канцерогена известно всем. Раньше даже детей у проезжей части рекомендовалось поднимать на высоту до полутора метров. В настоящий момент бензин получают методом дистилляции, то есть путем перегонки. В Самаре его качество соответствует международным стандартам Евро-2 и Евро-3. А чем чище топливо, тем, соответственно, безопаснее выхлопы. Конечно, зарубежное производство автомобилей более экологично. Современным автомобилям там предъявляют жесткие требования по экологической безопасности. И сейчас, к примеру, в Европе уже выпускают машины с двигателями, которые соответствуют стандарту Евро-4. Такие иномарки, конечно, не сравнить с нашими машинами выпуска 70-х годов, особенно КамАЗами, заправляющимися на дизельном топливе.
И хотя большинство машин в Самаре пока еще отечественного производства, статисты отмечают: активно растет спрос на иномарки. Частью - на новые. А выхлопы «Мерседеса» не сравнить с вазовскими.
Берегите «зеленые фильтры»!
- Задача всех горожан - от властных структур до простых жителей - позаботиться о том, чтобы зеленые насаждения продолжали существовать и защищать нас от вредного влияния выбросов, - говорит Людмила Кавеленова, профессор кафедры экологии, ботаники и охраны природы самарского госуниверситета. - Именно поэтому ценен каждый куст, каждая веточка, каждый метр газонного покрытия. В старой части Самары крупные деревья, которые были посажены в 60 - 70 гг., подходят к своей естественной старости (в городских условиях она наступает раньше). А смена им, увы, придет еще не скоро. Не улучшает нашей экологической ситуации и застройка любого куска городского пространства, увеличение автомобильного парка. Но, тем не менее, народ в Самаре живет, и достаточно бодро. А это значит, что наш город еще не на грани экологического бедствия.