Здравствуйте, рад приветствовать Вас на страницах нашего ежедневного журнала о Климатическом рынке Airweek.ru! Наш сайт создан для профессионалов работающих в отрасли строительной инженерии - менеджеров, проектировщиков, инженеров, руководителей подразделений, снабженцев, рекламщиков, директоров фирм в области вентиляции, кондиционирования возду...
Есть устоявшееся в народе мнение, что в "теплом гараже машины долго не живут". Объясняется все просто. Чаще всего при строительстве отапливаемого...
Есть устоявшееся в народе мнение, что в "теплом гараже машины долго не живут". Объясняется все просто. Чаще всего при строительстве отапливаемого гаража вентиляция гаража не предусматривается, ставятся батареи отопления, и на отоплении не экономят. Батареи нагревают воздух до комнатной, вроде бы комфортной температуры.
По данным портала "Ваш дом", при заезде автомобиля в гараж, автомобиль завозит снег, прилипший к днищу, грязь, соль. Средства удаления влаги в гараже, дренажную систему, не предусматривают. Внешняя влага, завезенная автомобилем, находиться в гараже и составит 100 % относительной влажности. Не стоит забывать о испарениях горячего, масел, красок, окислителей. При работе двигателя выделяется угарный газ и др. Для окислительных процессов на кузове создаются идеальные условия.
Для обеспечения условий хранения автомобиля необходима вентиляция гаража, которая обеспечит поддержание идеальной влажности воздуха, удаления вредных веществ, требуемый воздухообмен. Не стоит забывать, что вентиляция гаража необходима и в отапливаемых и неотапливаемых гаражах.
Согласно СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" температура воздуха зимой в гараже должна быть в пределах 5°С.
6.10 В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5 °С.
Для разбавления и удаления вредных газовыделений, снижения уровня влажности в помещении необходима приточно-вытяжной вентиляция гаража, о чем говорит тот же самый документ.
6.12 В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции.
Необходима вентиляция гаража и в одноквартирном доме по стандарту АВОК "Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена" и составит не менее 180 м3/ч на одну легковую машину. Если прислушаться к рекомендациям иностранных производителей оборудования, то эффективная вентиляция гаража невозможна без 6-10 кратного воздухообмена.
Плюсом является дешевизна, простота и возможность создания ее без квалифицированной помощи, т.е. выполнить ее можно самостоятельно. Со стороны ворот устанавливают переточные решетки, они будут выполнять роль притока. Представляют собой жалюзи, через которые приточный воздух будет попадать в гараж. Вентиляция гаража будет эффективной, если сечение приточной решетки будет в два-три раза больше, чем вытяжных.
Удаление воздуха будет происходить через дефлектор.
Дефлектор - вытяжное устройство, устанавливаемое на крыше на выходе вытяжного воздуховода и под воздействием ветра создает область пониженного давления в вытяжном воздуховоде для того, чтобы обеспечивать минимальный расход воздуха. Таким образом, расход отработанного воздуха всегда зависит от атмосферных условий. Эта система не требует применения никаких механических средств, т. к. воздухообмен обеспечивается за счет:
подъемной силы, пропорциональной, с одной стороны, разнице плотности между удаляемым и наружным воздухом, с другой стороны высоте шахты;
одновременного воздействия ветра на выходную часть вентиляционной шахты и на фасады здания; теплоизоляции воздуховода.
Дефлектор устанавливается вертикально у торцовой стены, противоположной воротам, где установлены приточные решетки. Теплоизоляция дефлектора снаружи обязательна, чтобы не скапливался конденсат. Жестяной воздуховод должен возвышаться над кровлей не меньше, чем 50 см. (жестяной воздуховод можно заменить асбестовой трубой).
В зависимости от времени года воздухообмен в гараже должен регулироваться утепленными шиберами. В теплое время все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты. С наступлением холодов сначала прикрывают жалюзи приточного устройства, затем вытяжку Надо стремиться к тому, чтобы помещение в любое время "дышало", что и является основным преимуществом данной системы вентиляции. Для исключения опрокидывания тяги в холодное время года необходимо соблюдать равенство площадей приточных и вытяжных устройств.
Не стоит забывать, что вентиляция гаража в этом варианте (естественная вентиляция гаража) будет зависть от трех факторов:
1. Разность температур наружного и внутреннего воздуха. Внутренняя температура, в гараже, значительно выше наружной. Более тяжелый и плотный свежий воздух через приточные решетки снизу поступает самотеком и замещает собой менее плотный отработанный воздух.
2. Разность давления воздуха между двумя точками: точка притока(приточные решетки и точка вытяжка(вытяжные решетки). Для эффективной работы вентиляции гаража должен соблюдаться минимальный перепад 3 метра. (как показано на рисунке).
3. Давление ветра. Со стороны ветра всегда будет повышенное давление, а с подветренной стороны пониженное. Поэтому целесообразно приток воздуха распологать со стороны главного направления розы ветров.
Минусом естественной вентиляции гаража как раз и является то, что ее эффективность зависит от переменных факторов, перечисленных выше. Логично, что при этих факторах (температура воздуха, направление ветра и сила ветра) естественная вентиляция летом будет значительно хуже, поэтому в теплое время все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты.
Комбинированная вентиляция гаража.
Представляет собой комбинацию механической вытяжной системы и естественной приточной системы и отличается от предыдущего варианта наличием вытяжного вентилятора, потребляющего достаточно мало электроэнергии (до 100 Вт).
Приточные решетки располагаются, как и в предыдущем варианте, в нижней части торцовой стены. Вытяжной вентилятор может быть или осевым (монтируется в стену) или крышным (монтируется на утепленный участок воздуховода, проходящий через кровлю крыши гаража).
Минусом системы является необходимость постоянной работы вытяжного вентилятора, хотя даже при выключенном вентиляторе такая система все-таки будет работать, но не так эффективно.
Частично эту проблему можно решить установкой недорого часового реле (или таймера), которое можно выставить на время отключения вентилятора (допустим 1 час) после того, как покинуто помещение.
Минусом такой системы вентиляции гаража является и то, что воздух поступает в помещение без предварительного подогрева в зимний период года. При низкой температуре наружного воздуха, это может привести к местному переохлаждению гаража. Также воздух, поступающий в гараж, не фильтруется от пыли.
Плюсом является относительная дешевизна, простота устройства, большая эффективность работы вентиляции гаража, чем в при естественной вентиляции, малое потребление электроэнергии.
Механическая вентиляция гаража.
Механическая вентиляция гаража лишена всех недостатков, перечисленных в двух предыдущих вариантах. Приток воздуха и удаление воздуха осуществляется отдельными устройствами, приточной системой и вытяжной системой.
Приточная вентиляция. Приточная установка состоит из фильтра, вентилятора, электрокалорифера. По вентиляционному каналу поток воздуха поступает в приточную установку, где проходит его обработка (фильтрация и подгрев). Далее, по вентиляционному каналу воздух поступает к воздухрораспределителям. Как правило, вентиляция гаража осуществляется "снизу-вверх", приточный воздух подается снизу. Это может быть и опуск воздуховода до уровня пола, и закладываение воздуховода при строительстве гаража в смотровую яму, с установленными приточными решетками на стенках ямы.
Вытяжная вентиляция. Вытяжная система может состоять, как и из одного осевого вентилятора, так и канального вентилятора с воздуховодом. Второй вариант с точки зрения равномерного воздухораспределения предпочтительней, но более трудоемкий и требующий большего пространства под потолком гаража.
Рассмотренные выше варианты вентиляции гаража относятся более к индивидуальным гаражам, чем к вентиляции комплекса гаражей.
Для вентиляции больших гаражей всегда рационально устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию. В больших гаражах, в среднем, на один автомобиль требуется не менее 180 м3/ч воздуха. Так же остро стоит вопрос предельно допустимого содержания СО.
Описание системы
Все воздуховоды выполняются из жести. В подземных гаражах все воздуховоды обрабатываютя огнезадерживающим составом, на Украине, к примеру, "Фиброгейн". Можно использовать "Эндотерм", при отсутствии возражений пожарной инстанции (для Украины).
Отработанный воздух из гаражей удаляется в верхней части помещения и в нижней в равных пропорциях снизу и сверху. Иногда, система комплектуется датчиками СО, при повышении концентрации газов выше нормы, вентиляция переходит в повышенный режим.
Проблемы и решения вентиляции больших гаражей.
Не возможно подвести горячую воду, есть лимит по электроэнергии (кВт).
В таком случае для обеспечения вентиляции гаражей можно:
1. Использовать агрегаты на природном газу, дизеле, керосине или отработанном масле. Установка представляют собой "шкафный" стационарный обогреватель (оснащенный мощным, высоконапорным вентилятором), к которому присоединяется приточный воздуховод.
2. Использовать приточно-вытяжные установки с пластинчатым рекуператором тепла. В корпус таких устройств вмонтированы приточный и вытяжной вентиляторы, электрический калорифер для нагрева свежего воздуха и фильтры. В пластинчатом рекуператоре тепло от проходящего через установку потока вытяжного воздуха передается воздуху приточному. Система позволяет существенно сэкономить эксплуатационные затраты (электроэнергию) по сравнению с прямоточной вентиляцией.